История

1. По следам богатырей олонхо
История якутских дорог.. Задавшись вопросом, откуда она, собственно, начинается, приходишь к выводу, что в поисках ответа надо погружаться в глубокую старину. Ибо самые первые коренные жители этой гигантской территории, даже сегодня составляющей три миллиона квадратных километров, освоившие ее с помощью оленя и лошади, уже обязаны были иметь и имели хотя бы дороги-тропы. По ним можно было проехать верхом на рыбалку и охоту, они связывали людей воедино, давали возможность не потеряться на огромных безлюдных пространствах, выжить в суровых северных условиях. Эти пути сообщения несли и прообразы «дорожных знаков» в виде затесов на деревьях и условных символов на них…
2. По приказу командора Беринга
В 1675 году воеводская канцелярия бывшего Ленского острога создала уже собственный «атлас дорог» — «Якутского уезда роспись дальним и ближним ясачным острожкам и зимовьям», где был расширен перечень пунктов с учетом вновь появившихся и дано еще более детальное описание. Например, чтобы добраться до Алазейского острога, откуда лежал путь на Колыму, надо было «через гору ехать на конях от Якуцкого до Верхоянского зимовья пять недель, а от Верхоянского до Зашиверского индигирского зимовья ехать на конях же четыре недели, а от Индигирского верхнего зимовья итти на нартах до среднего Индигирского зимовья два дня…
3. Тракт к Тихому океану
На восток от Якутска дорога тоже развивалась. Во времена экспедиций Беринга вьючная тропа к Тихому океану стала постепенно превращаться в тракт, получивший название Охотского. В 1732 году штурман Бирев с отрядом в 28 человек расчистил путь от Якутска до Юдомы. Двумя годами позже расширил этот путь и построил на нем несколько небольших мостов матрос Беляев с 30-ю подчиненными. Затем их труд продолжил капрал Уваровский. Но и после этого проехать по «дороге» все равно можно было только верхом и с большими сложностями…
4. Путь к ленскому Клондайку
К этой сложившейся инфраструктуре во второй половине XIX века добавилась еще одна дорога, пережившая бурный расцвет, — зимник с Олекминска на ленские прииски. Первое большое золото было обнаружено в 1843 году разведочной партией купца Герасимова на месте впадения в Лену притоков Витима и Олек-мы. В 1861 году открыли богатейшие россыпи на Ноегри и в Бодайбо. Началась самая настоящая «золотая лихорадка». Число старательских «жилух» на новоявленном Клондайке в очень короткий срок едва не достигло сотни, а население их приблизилось к 20 тысячам человек…
5. Их имена запомнили дороги
По дореволюционным якутским дорогам, верша непростые и нелегкие пути по долгу службы или в научных целях, удовлетворяя собственное любопытство или отправляясь в ссылку, проехало множество выдающихся личностей. Первые тракты хранят память о поэте — декабристе Александре Бестужеве — Марлинском, о писателях — демократах Николае Чернышевском и Владимире Короленко, об авторе знаменитого «Обломова» Александре Гончарове, о митрополите Московском и всея Руси Иннокентии. Еще до них болотистым тропам и неведомым рекам прорвался «встреч солнцу» целый звездный сонм великих землепроходцев XVII века…
6. Революция в седле и на нартах
Революцию и гражданскую войну бывшая «Якольская землица» встретила и провела, можно сказать, сидя в седле или повозке. Где-то в Центральной России уже вовсю ездили автомобили, грохотали бронепоезда и летали аэропланы, а здесь — на далекой окраине рушащейся империи — все было по-прежнему. Единственным всесезонным видом транспорта продолжала оставаться живая тягловая сила — лошади, олени, собаки, быки. Состояние же дорог и станций при них, конечно же, было очень сильно ухудшено войной, разрухой, запустением и бесхозяйственностью…
7. Рожденная золотым Алданом
Переломным для амурского направления оказался 1925 год. Приказом председателя Совнаркома Якутской АССР Максима Аммосова от 19 октября было организовано Управление дорожного строительства при СНК ЯАССР, начальником которого был назначен Григорий Бушуев. Ему было вменено «руководство всем дорожным делом в республике, разработка общего производственного и финансового плана дорожного строительства».Создание новой структуры оказалось неслучайным, поскольку в том же году началось строительство Амуро-Якутской магистрали…
8. Тукуланский перевал
Если в Южную Якутию в конце двадцатых — начале тридцатых годов уже входила относительно современная по тем временам дорога, то северо-восточная часть республики в это же время была соединена с центральными районами такими же ‘трактами’-тропами, что и до революции, и передвигались по ним на оленьих и собачьих упряжках.Чтобы попасть из бассейна Лены на Яну, Индигирку и Колыму надо было преодолеть Верхоянский хребет с его вершинами, доходящими до двух с половиной тысяч метров. По масштабам Якутии эта горная система в поперечнике не столь уж и велика…
9. Первые автозимники
Освоив апданское направление, дорожники и автомобилисты стали присматриваться к бывшим дореволюционным почтовым трактам, которые все еще находились в основном в запущенном состоянии, поддерживались лишь силами местного населения и использовались только для гужевого транспорта. В числе первых взоры были обращены на Вилюйский тракт, и зимой 1936 года был проведен первый пробный автопробег Якутск-Вилюйск, который должен был ответить на вопрос, возможно ли построить и открыть в этом направлении автозимник…
10. От ‘Колымы’ до асфальта
В годы войны строители якутских дорог, как и все советские люди, самоотверженно трудились в тылу, но, конечно, их возможности были очень ограничены, поскольку практически всю технику и средства сражающаяся страна направляла на фронт. Якутяне отчисляли и свои личные деньги в фонд обороны, в том числе на специальную танковую колонну «Боевой дорожник». Но именно в это непростое время на северо-востоке республики, войдя в нее со стороны Магадана, стала строиться жизненно необходимая для промышленного освоения региона и в то же время печально знаменитая Колымская трасса…
Последние новости
информация
для пользователей автодорог
Услуги
Подрядные организации
Cтруктура сети
погода
Выберите улус:

Якутск
0°C
ночью -1 завтра +5
скоро
резкое похолодание
Я
ндекс
Как с нами связаться?
КОНТАКТЫ
677002 Якутск
ул.Автодорожная, 10/2
Телефон: 7(4112) 35-79-55, 460-909
Факс: 7(4112) 35-73-00
Телефоны экстренных служб
8 (4112) 39-99-99 Дежурная ГУ МЧС по РС(Я)
8 (4112) 34-19-80 Оперативный отдел (тел/факс)
Министерство внутренних дел
8 (4112) 42-22-22 Телефон доверия
8 (4112) 42-07-10, 49-05-00 Дежурная часть)
Обращения граждан